Видеотранспорт: удаленное видеопроизводство для HDRent

Группа людей фотографируется на фоне финишной арки марафона в Санкт-Петербурге

HDRent – питерская организация, занимающаяся как арендой видеооборудования, так и организацией видеосъемок и трансляций – в рамках дочерней организации HDPTS. Мы пообщались с Олегом Лимановым – видеоинженером, регулярно использующем Видеотранспорт для решения своих задач.


Кто ваши клиенты?

В-основном это телеканалы. Например, канал “Санкт-Петербург”, “Лен ТВ”, “Культура”. Кроме того, корпоративные заказчики.

У нас три комплекта кофровых ПТС, около 50 камер. То есть мы можем выехать одновременно в три точки с базовыми блоками. Мы используем телевизионные камеры. И если продакшн пишет в камеру, то мы пишем только прокси-версию на карты памяти, и параллельно отдаем SDI-сигнал в пультовую, где режиссер осуществляет монтаж. Поэтому, наше оборудование отличается от того, которое сдается в аренду.

Камера – это сейчас большая ценность, да?

В данном случае я бы сказал – золото! Все пересчитаны, все на учете, номерные. С оборудованием тяжело, конечно.

Какая география вашей работы?

В-основном, Санкт-Петербург и Москва. Но также много ближнего и дальнего зарубежья: наши же продюсеры снимают в разных локациях по всему миру – например, в Мексике или Африке.

Что клиенты в вас ценят?

Скорее всего, это понимание того, что от нас требуется. То есть, когда человек приходит и говорит, что у него там такое-то событие – концерт, трансляция – ему уже не нужно ничего нам объяснять. Мы все это понимаем сразу. Плюс, наш парк оборудования и специалисты. Например, не так давно для Петербургского международного экономического форума мы привлекли 75 операторов.

В какой момент появилась потребность в транспортировке сигналов?

Я уже и забыл, когда это было. 2018-й год, по-моему. Мы узнали про Транспорт от одного из инженеров Пятого канала. Он мне показал ваше приложение. Я посмотрел: замечательно, интересно.

А первый раз мы его использовали в 2019-ом году. Для премии “Золотой софит” нужно было включаться с нескольких точек в городе. Мы собрали комплект на одном компьютере, и этот компьютер у нас ездил по городу, в разных местах подключался. На точках мы подключались к интернету и осуществляли трансляцию. Видеосигнал мы передавали в обе стороны, а во вложенных звуковых SDI-каналах организовали служебную связь между ведущим и режиссером. Вот тогда все сработало. Нам понравилось.

Мы много где использовали Транспорт. Однажды был опыт, когда мы работали на корпоративных клиентов, РусГидро. Одна из точек находилась в поселке городского типа Тикси; связи не было никакой, кроме спутниковой тарелки на 1200 килобит в секунду. На этой скорости мы поднялись и показали запуск станции с помощью Видеотранспорта.

А в этот раз?

В конце лета мы снимали традиционный марафон в Питере. В какой-то момент нам было озвучено ТЗ, что точки будут удаленные, в разных частях маршрута, и у них не будет проводного интернета. А также, что нужна будет обратная связь – то есть операторы должны слышать режиссера.

Всего было 11 источников. Два из них были в Ленинградской области, их мы доставляли по SRT через Транспорт. Три из них были на трициклах через LiveU, с огромной задержкой.

Операторам мы отправили, через превью-ссылки Видеотранспорт, сигнал программы, чтобы можно было открыть в браузере ПК или смартфона. В том числе, тем операторам, которые ехали на трициклах. Оператор получал программную картинку, чтобы понимать, в эфире он или нет.

С этим же сигналом операторы получили режиссерскую связь. Они получали со своих смартфонов звук через гарнитуры, и режиссер командовал операторами.

Работать с LiveU было не очень удобно. Задержка была большая из-за буферизации, так как операторы с оборудованием находились в постоянном движении. Команды режиссера исполнялись с задержкой, потому что сигнал от мобильного комплекта LiveU приходил на 3 секунды позже.

Какую использовали связь?

На основной площадке была сложность, потому что использовали мобильную LTE-сеть. Мы даже в один момент усомнились в работе через мобильный интернет. Когда мы приехали на Дворцовую площадь и развернулись, площадь заполнилась людьми, каждый захотел использовать интернет в своем смартфоне. Соответственно, LTE-канал просел, в этот момент было очень тревожно. Но так как одним из основных спонсоров мероприятия был Tele2, вопрос с шириной мобильного интернета быстро решился: они привезли свою мобильную станцию, поставили, включили, и все заработало.

Какую получили задержку?

Да там вообще все моментально. Полсекунды на круг, наверное, если не меньше. 500 миллисекунд.

Но тут надо понимать, что это общая задержка в тракте. Сам Деклинк не очень быстрый, пульт берет на себя 4 кадра. Поэтому очень было важно получить именно на доставке как можно меньше задержку.

Какое оборудование использовали?

В аппаратной мы использовали ноутбуки MSI и устройства Sonnet. В них ставим платы DeckLink и подключаем через Thunderbolt.

На точках – наши мобильные комплекты: ПК с платами ввода-вывода и монитор, смонтированные в специальном кейсе. У нас, в принципе, вся ПТС-ка состоит из таких юнитов. В одном собрано матрицирование, в другом – связь, в третьем собран операторский пост, и все они соединены в одну общую систему.

И у нас получается такой модульный подход. В транспортировке удобно. На самом деле, мы выигрываем перед большими ПТС в том, что мы мобильны и можем разместиться где угодно. Вот как в данном случае в шатре.

Люди сидят перед экранами мониторов

Какой получили результат?

Выполнили свою работу качественно. Самое главное – результат. Не было никаких сбоев, сделали все, что было задумано, и сделали это хорошо. Такой результат.

Какую задачу позволил решить именно Транспорт?

Транспорт позволил доставить сигнал от удаленных точек и организовать связь режиссера с операторами и инженерами. И давать не просто связь, а связь с минимальной задержкой, и не просто видеотранспорт, а транспорт с минимальной задержкой.

Там, где мы использовали LiveU, мы получили существенно большую задержку. Это было в режиссуре не очень удобно.

Вот если бы Видеотранспорт можно было упаковать в рюкзак, повесить на спину и отдать оператору, который на мотоцикле, это было бы здорово.

А с точки зрения бизнеса какую пользу извлекли?

Польза – в опыте использования современных, качественных технологий по доставке видеосигнала, ведь качественно выполненная работа это залог перспективных отношений с заказчиком.

Если бы не было нашего продукта, как решали бы задачу?

Если бы не было вашего продукта… не знаю, наверное, связь была бы организована по телефону, или видеоконференция какая-то. А для доставки сигнала, скорее всего, – LiveU.

Что больше всего понравилось в продукте?

Во-первых, Транспорт, как показала практика, достаточно неплохо работает в смешанных, сложных сетях, а также на мобильном LTE.

Во-вторых, интерфейс очень простой и понятный. То есть специалисты быстро разобрались в нем, как это работает и какие дает возможности.

В-третьих, очень много полезных функций – таких как гостевые линки. Это очень прибавляет оперативности и производительности.

Ну и качество, естественно, получше, чем у RTMP. В интерфейсе достаточно много важных параметров, которые ты можешь контролировать в реальном времени: смотреть потери кадров, битрейт. Ну и большую часть работы за тебя делает сама программа.

А как бы ты объяснил, что такое наш продукт?

Описал бы я его как всегда и описываю: я говорю, что это современный, качественный продукт, относительно новый протокол, который внедрен в Видеотранспорт. С его помощью можно передавать видео с минимальной задержкой и хорошим качеством по общественным сетям. Даже там, где есть файрволы, корпоративные политики безопасности и внедрены различные правила для сетевого трафика.

Транспорт я использую везде, как только есть возможность это сделать. И стараюсь коллегам и заказчикам объяснять преимущества такого подхода: он избавляет от многих нюансов и сложностей.

Полезные ссылки