Видеотранспорт: POV-камеры, REMI и удаленное комментирование для Syberia
Syberia – московская IP-студия, специализирующаяся на видеопроизводстве под ключ в сфере киберспорта. Мы пообщались с Вячеславом Отрош, основателем и генеральным директором компании о том, какие задачи решает Видеотранспорт.
Видеотранспорт – надежное профессиональное решение для осуществления различных сценариев удаленного видеопроизводства.
Чем занимается Syberia?
Мы занимаемся броадкастом под ключ в сфере киберспорта и иногда спорта. Впрочем, по большому счету нам все равно: если мы свободны, то сделаем любой ивент. Под ключ – это все от организации до судейства: разработка формата, судейские регламенты, графика и, собственно, само освещение, вещание. Человек приходит с идеей, мы ее оформляем, согласовываем и своими силами воплощаем.
Кто ваши клиенты?
У нас несколько направлений. Первое – это корпоративный киберспорт: когда HR-отдел хочет организовать активность для своих сотрудников. У нас таким заказчиком уже много лет является Альфа-Банк; у них есть ежегодный Alfa Cyber Cup, в котором сотрудники компании и их дети подают заявки на 7 дисциплин (CS:GO, Dota, League of Legends, World of Tanks и др.), проходят отборочные, плей-офф, а победители потом получают путевку на Лигу Чемпионов Бизнеса – межкорпоративный турнир, который делают наши коллеги уже много лет.
Получается интересная штука: они делают внутрикорпоративный опрос и оказывается, что очень много людей внутри компании играют в игры. Только из Москвы у них собираются до 300 человек. Как правило, люди играют из дома – онлайн. Если заказчик хочет LAN – на финал, например, чтобы было шоу, – то мы это тоже организуем. Но дороже.
Второе направление – бренды, которые хотят выйти на аудиторию киберспорта. Они могут быть разномастными: от очевидных, типа железячников (до недавних пор это были Nvidia, Western Digital и подобные), до далеких от киберспорта компаний, например, пищевая промышленность (семечки, газировки) или фарма. Компании иногда четко понимают ЦА, а иногда просто слышали, что это модно-молодежно, и хотят попробовать.
Третье – это беттеры и разработчики. Последние, как правило, имеют крупную лигу по своей игре, им надо ее локализовать, а беттеры хотят на этих чемпионатах быть официальным сервисом, который обеспечивает ставки.
Кроме того, есть конференции. Иногда это может быть концерт в рамках LAN-финала в киберспорте.
Что в вас ценят клиенты?
Мы покладистые, всегда топим за качество. С точки зрения профессионального подхода: лучшее взяли у телека, лучшее из коммерции. Все регламентировано, прописано на бумаге. Мы не отходим от своих стандартов качества и нормально общаемся с клиентами: всегда объясняем, почему такая цена, в чем будет разница и т.д.
Мы часто беремся за крупные проекты – от 2 месяцев до года – и нормально их отрабатываем. Нас очень часто советуют наши клиенты, то есть чаще всего к нам приходят по рекомендации.
Когда появилась потребность в транспортном решении?
Появилась она очень давно. Я в киберспорте с 2016-го года. Когда погрузился, была долгая мешанина по поводу того, на чем строиться. Мы ушли в IP, а в киберспорте есть проблема, которая до сих пор существует у всех в мире: это система POV-камер у игроков. То есть, когда есть 10 компов и 10 камер, которые смотрят на игроков. У кого денег много, решают эту проблему с помощью видеоматриц, кучи проводов и т.д. И тогда у нас появилась идея: когда игроки дома, принимать от них веб-камеры, фиксировать игровые эмоции, а потом любую из них вывести на интервью после победы.
Тогда уже существовал vMix Call, можно было на скайпе, но все это довольно стремно работает и требует кучи ненужного железа. На тот момент кто-то еще какие-то решения разрабатывал, а Видеотранспорт уже можно было попробовать. Буквально через месяц у нас был проект, где можно было воплотить эту идею в реальность. Мы это сделали и оказалось, что все работает превосходно: задержка минимальная, качество обалденное, развернуть и настроить все достаточно просто. Интерфейс ВТ не сложный: любой человек из броадкаста разберется за пару минут.
Сигналы от веб-камер мы загоняли в программную матрицу, назначали им хоткеи. А когда одна из команд выигрывала, у нас уже был коннект с их капитаном: он просто включал микрофон и мог пообщаться с хостом и комментаторами. Это очень удобно было.
Какие еще освоили сценарии?
У нас был опыт распределенного продакшена. Клиенту было дорого, чтобы мы всей студией выехали на локацию. Мы решили попробовать ВТ и не пожалели: на площадку поехал оперпост (операторы) и звукотехник. В кофре была машина с Паблишером, мы туда завели видео по NDI, звук по Dante, я у себя это в аппаратке поймал, загнал в TriCaster и отэфирил.
И это было просто великолепно, потому что по Видеотранспорту и метаданные ходят туда и обратно. Удивлению клиентов не было предела: нас разделяли 15 км, а у операторов талли на всех камерах работает моментально, мы общаемся по ин-эйру, режиссер что-то говорит посту, направляет его по сценарию и получает реакцию сразу.
Экономически это было очень выгодно, мы сэкономили на логистике, нам не пришлось весь АСБ разбирать, паковать в кофры. Клиенты были в восторге, ну и мы тоже, потому что разбирать студию, ехать куда-то, чтобы отэфирить 5 часов, а потом все это опять собирать – это не очень классно.
У нас последнее время очень много онлайн-кастов, и часто бывает, что кастер (комментатор) находится далеко не в Москве. Когда мы в прошлом декабре делали официальную локализацию M3 для Mobile Legends, у них кастеров было 9 человек, из них в Москве было двое. Официальный русскоязычный каст присутствовал в эфире с 6 утра до 7 вечера в течение 13 дней – мы отработали на ВТ без каких-либо проблем.
Видеотранспорт был удобен в контексте того, что комментаторы – люди зачастую не технического склада ума; и когда мы используем vMix Call или дискорд, то очень неудобно, если возникает какая-то проблема, особенно в прямом эфире.
А с ВТ ты можешь удаленно почти все настроить: переключить ему источник звука, переключить источник видео, поменять разрешение, частоту кадров, каналы раскидать как надо – это дорогого стоит. Да, может случиться факап с его стороны, но он продолжает работать и не отвлекается на это. Самим кастерам зашла эта тема с гостевой ссылкой, и они много на ВТ проводят эфиров. Им скидываешь ссылку. Все как обычно? Да, все как обычно.
Им еще очень нравится ваша система микс-минуса. Даже если у нас что-то отвалилось, они могут без нас обсудить матчи, сценарий, им это сильно нравится. Между матчами 30 минут паузы, в это время можно пообщаться, и они от нас не зависят. Звукарь ушел курить, все закрыл, играет музыка, а они спокойно общаются в режиме видеоконференции.
В противном случае, получилась бы довольно весомая схема. А тут у меня есть Паблишер, есть Ресивер, люди подключаются, я сигналы вывожу в сетку. У звукаря все дорожки подписаны, все поканально заведены в микшер – все понятно.
Еще один сценарий надеюсь, сможем обкатать в ближайшее время. Мы хотим из Казани гнать сигнал точка-точка. Этот сценарий не отличается от сценария с многокамерной съемкой, но здесь другой бизнес-контекст: от броадкаст-команды с места получать сигнал для локализации.
И еще один сценарий – это отдать руководству клиента PGM эфира. Обычно это закрытая ссылка на ютуб, а тут сигнал с последней мили с минимальной задержкой и в обалденном качестве.
Какой получили результат?
Простота и надежность. Простота – это снижение стоимости. У меня настройка и запуск занимает 5-7 минут – это значит, что меньше людей задействовано. Надежность – это возможность выдать качественный продукт клиенту.
Я плачу не очень большие деньги за качественный сервис и грамотную поддержку. Если проблемы возникают, то они решаются достаточно быстро. После многолетней работы с бытовыми решениями типа скайпа или дискорда… если там возникают проблемы, это мои проблемы, даже если я плачу дискорду подписку. Я отказался от дискодра в 20-м году после того, как у них вышло обновление, а в их официальном NDI-плагине была проблема с дискретизацией звука. Я им написал, но мне ответили, что мы посмотрели, у нас все отлично, это у вас проблема. И что я им деньги плачу – не важно.
Мы добиваемся очень большой экономии на продакшене, когда надо куда-то выехать. У клиента есть бюджет, но мы убираем определенный пул работ и сокращаем количество задействованных людей. А через несколько часов мы уже эфирим другой ивент на том же оборудовании, и это тоже удобно, потому что АСБ сначала работает на одних, потом быстро перенастраивается и уже готова работать с новым проектом.
Какая самая любимая фича?
Любимая – это передача метаданных поканально. Для нас, NDI-ных ребят, в IP-продакшене это хорошо раскрывается. Там же не только талли, это еще PTZ и управление ими. Не только вау клиента, но и просто удобно. Когда оператор привык следить за талли, это очень сильно повышает качество продакшена; он знает, какая камера в эфире, и это происходит моментально.
Вторая фича – что можно очень быстро разбивать поканально эмбедированный звук. Например, чтобы аналитики слышали только кастеров, но себя не слышали, или слышали игру, но не слышали реплики, и т.д. Используем до 8 каналов.
Мы хотели Dante, вы реализовали. Проблему с дилеем – решили (по-моему через день уже выкатили версию с фиксом).
Но главное в Видеотранспорте это все-таки качество. Мы работали много раз и с vMix Call, и с дискордом. У нас даже есть презентация для клиентов, где мы объясняем почему мы используем именно ВТ для подключения удаленных спикеров.